История гитары
Электрогитара… Случилось так, что она так же мало похожа на своих предшественниц, как яванский орангутанг на какого-нибудь оркестранта с бабочкой и во фраке. А если ее еше и включить!!! Да, схожего и впрямь не очень много.

Но все же попытаемся отыскать предков этого гремящего, ревущего, а иногда и воркующего, инструмента.

С древних времен на камнях египетских пирамид осталось изображение некоего инструмента, под названием набла – немного похожего на гитару. Правда, сведения о том, как на ней играли и при каких случаях, до нас не дошли. Так же есть еще греческая кифара, но на гитару она мало чем похожа, и признать ее предшественницей гитарой, скорей всего, нельзя. Далее следует огромный провал во времени. И только в XIII веке гитара появляется в Испании, завезенная арабами. Хотя и здесь не все однозначно. Некоторые ученые полагают, что еще во времена войн Цезаря с Помпеем в испанских долинах позванивала “латинская гитара”. Но это уже отдельный разговор.

Но вернемся к Испании. Испания - вот где гитару ждал рассвет. С конца XV века гитара становится со своей родственницей виуэлой желанным инструментом в дворцах и гостинных. Ну а с конца XVI века гитара попадает в массы. Тогда же появились и компохиторы, писавшие музыку специально для гитары – Корбетто, Фуэнляна, Марин-и-Гарсия и другие. Именно в это время произошло развитие и становление гитары. Но затем интерес к ней внезапно пропал. Но вот кто никогда не забывал гитару, так это цыгане. Именно в их среде родился известный стиль “фламенко”.

Но затем в конце XVIII проявляется еще больший всплеск гитары. Да какой! Теперь гитара звучит не только в Испании, но и в Италии, Германи. Да и во всей Европе проявляется интерес к этому инструменту. Появляются такие виртуозы игры на гитаре, как Сор и Агуадо, Карулли и Каркасси.

Примерно в это же время гитара попадает и в Россию. Концерты известных гитарных виртуозов проходят с огромным успехом в Москве и Петербурге. Правда, до этого в Росси была уже своя гитара, семиструнная., попавшая к нам из Чехии и Польши, и приспособленная для аккомпонемента русских песен. Но это была не та гитара. Далее в России с шестиструнной гитарой произошло то же, что и в Европе: всплеск и затишье. Но все же у нас появляются такие гитаристы, как Сихра, Соколовский, Макаров. И только в 20-х годах XX века после концертов Андреаса Сеговии гитара зазвучала вновь.

Затем в Америке появляется джаз. Именно под его напором гитара получила свои первые электрические токи. Бродячие музыканты, игравшие джаз, поняли, что гитара - идеальный инструмент для них. Поэтому, гитара становится более жесткой (как по форме, так и по звуку) и вооружается стальными струнами. Всем был хорош этот инструмент для слушателя, но когда он начинал соревноваться с оркестром… В конце 20-х годов компания Gibson изготавливает первую электроакустическую гитару ЕС-150. Но в действительности, это была все же акустическая гитара, снабженная звукоснимателем. А настоящаю электрогитара появляется после Второй Мировой Войны. Изготавливает ее все та же фирма Gibson. Эта гитара могла намного дольше держать ноту, была более прочна, ее можно было производить большими партиями. Электрогитару стали облеплять различными эффектами – “фузы”, “дисторшны”, “хорусы”, “флэнжеры”, “дилэи”, “вау-вау” и т.д.

Настоящий же переворот в популяризации гитарной музыки совершили, как ни странно, не великие виртуозы того времени (такие, как Лауриндо Альмейда, Чарли Кристиан, Джанго Рейнхард), а британская “великолепная четверка” – группа The Beatles. Даже спустя столько лет после распада группы, Beatles является источником, из которого черпают все. Кто-то больше, кто-то меньше…

Нельзя, конечно же, не сказать несколько слов о таком гениальном гитаристе, как Jimi Hendrix. Этот великий музыкант продвинул гитару к таким вершинам виртуозности, о которых в то время никто и не представлял. Влияние, которое Jimi оказал на рок-музыку, не имеет границ. Техника его игры до сих пор остается неким эталоном, к которому стремятся практически все гитаристы.

Совсем в другой манере играет John McLauglin. Сначала он играл обычный блюз. Затем ему нравились европейская музыка и фри-джаз. Позднее он погрузился, как и Джордж Харрисон, в индийскую философию и музыку. С оркестром Mahavishnu Orchestra МакЛафлин записывает несколько пластинок, которые открывают новое направление – джаз-рок.

Также, следует упомянуть таких выдающихся гитаристов, как Ritchie Blackmore из Deep Purple, продвинувший технику до невозможного (одно соло из Lazy чего стоит), и David Gilmour из Pink Floyd, поразивший всех небывалой мощью исполнения и чистотой звука.

Были и другие гитаристы с именами. Вот только некоторые из них: Carlos Santana, играющий мягкий, “магический” рок; Eric Clapton, сотрудничавший с Beatles; выпускник Чикагской консерватории Al Di Meola. Ну и совсем уже близкие к нам Joe Satriani, Van Halen, Steve Vai, Stevie Ray Vaughan, Yngwie Malmsteen. Все эти гитаристы привносили в игру что-то свое, открывали новые стили, звучания, возможности гитары. Привносили доселе невиданные (и неслыханные) технический приемы. Чего стоят только безумные пассажи и арпеджио по всему грифу Мальмстина, tapping Ван Халена, блюзовые импровизации Стив Рэя Воэна.

И все же, по словам Джо Пасса “электрогитара – это еше настолько новое явление, что мы только начинаем понимать ее возможности”. Что будет дальше с гитарой, никто не знает. Повторится ли история ее предшественниц? Не исчезнет ли гитара? Какое место она займет в музыке? На эти и множество других вопросов способно ответить только время. Но я уверен, что бы не случилось с гитарой, всегда останутся истинные поклонники этого уникального музыкального инструмента, которые смогут влить свои звуки в струю музыки.